В России создали необычную коробку передач: одновременно и МКПП, и вариатор

В России создали необычную коробку передач: одновременно и МКПП, и вариатор

Доцент Максим Савинов из Санкт-Петербурга создал весьма оригинальный автомобильный агрегат – в нем совмещается механическая коробка передач и вариатор, с сохранением всего лучшего от каждого из устройств. От МКПП перенесен большой КПД, а от вариатора позаимствованы плавные переключения.

Всего год молодому ученому потребовался на создание опытного образца устройства. По словам изобретателя, агрегат будет называться RSG, это роботизированная коробка передач, в которой используются специальные зубчатые шестерни, обеспечивающие соответствующее зацепление. В принципе действия нет ничего сложного – идея простая, в том числе и в реализации.

Конусный вал содержит стационарные шестерни

В основе конструкции устройства – конусовидный вал с шестернями, которые соединяются друг с другом с помощью специальных синхронизаторов. На пересечениях между переходами также располагаются шестерни. Вращение элементов данной системы обеспечивает плавное изменение коэффициента передачи в непрерывном режиме.

Схема реальной трансмиссии, которая может быть построена на описанном принципе

В конструкционном плане новое устройство – не сложнее классического вариатора, и значительно проще, чем коробка с парой сцеплений. КПД достигает 96 процентов, обеспечивается значительный прирост динамики авто (в сравнении с аналогом, на котором используется МКПП) – до 30 процентов. Впрочем, на серьезное увеличение динамичности разгона можно рассчитывать только на мощных автомобилях, и так способных разгоняться быстро.

К минусам новой системы относят сложности с организацией задней передачи, значительные габаритные размеры, недостаточную нагрузочную способность (в полтора раза меньше, чем у МКПП). В результате коробка передач получается несбалансированной – она ориентирована либо на скоростную, либо на силовую часть, но добиться эффективного совмещения этих показателей очень сложно. Серийные вариаторы выглядят куда более удобными в данном плане.

Макетный образец, сделанный на 3D-принтере

Проблема ограниченного силового диапазона может быть решена в случае, если соединить ступени последовательно, или использовать такую конструкцию в качестве стартовой, с последующим переходом к 2-3 стандартным ступеням. Есть расчетные разработки RSG для ГАЗели – использование пары вторичных валов позволяет добиться более-менее приемлемого силового диапазона.

На дальнейшие разработки Максим Савинов получил специальный грант от Фонда по содействию инновациям. Средства были израсходованы на техническую проработку проекта, создание макета и оформление патентов (в России уже выдан, в ряде других стран разработка находится на рассмотрении).

Максим Савинов, автор трансмиссии RSG

Сейчас ученый рассчитывает на получение второго гранта, источником финансирования может стать Фонд Бортника. Созданы более эффективные технические решения, выполнены предварительные расчеты для создания вариатора-МКПП для КАМАЗа. Примечательно, что особенности исполнения коробки передач делают ее хорошим вариантом для установки на электромобили, где требования по передаточным отношениям ниже, чем для машин с ДВС.

Добавить комментарий или задать вопрос:

Все события в России

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • 32
  • 33
  • 34
  • 35
  • 36
  • 37
  • 38
  • 39
  • 40
  • 41
  • 42
  • 43
  • 44
  • 45
  • 46
  • 47
  • 48
  • 49
  • 50
  • 51
  • 52
  • 53
  • 54
  • 55
  • 56
  • 57
  • 58
  • 59
  • 60
  • 61
  • 62
  • 63
  • 64
  • 65
  • 66
  • 67
  • 68
  • 69
  • 70
  • 71
  • 72
  • 73
  • 74
  • 75
  • 76
  • 77
  • 78
  • 79
  • 80
  • 81
  • 82
  • 83
  • 84
  • 85
  • 86
  • 87
  • 88
  • 89
  • 90
  • 91
  • 92
  • 93
  • 94
  • 95
  • 96
  • 97
  • 98
  • 99
  • 100

Автоновости

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Автогонки и Автошоу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6